Былое расположение духа вернулось ко мне и я готова написать то, что хотела ещё вчера. Итак, некоторое время назад я прочитала роман Эмиля Золя "Доктор Паскаль". Честно говоря, на дух не переношу классические произведения, не переношу исключительно романтические сюжеты, не перевариваю не под каким соусом всякие-такие грязные подробности. Но то ли так сложились звезды, то ли взыграло моё админское самолюбие, - но я не могла советовать людям это произведение на прочтение, сама его до этого не прочитав. Выбрав для себя самый удобный, самый универсальный способ, то есть загнав текст в мобильный, я сама себе побещала заставить себя осилить роман максимум в течении одной недели. В результате, я его "проглотила" за 3 дня. И, дочитыая его, глотала слёзы, чтобы домашние не заметили... И, если бы кто-нибудь сказал мне, что я буду рыдать над историей инцеста, я бы этому человеку снесла бы челюсть. Но это так. Говоря грубо и пошло, этот роман именно об этом... И мне уже всё равно, потому что у меня появилась еще одна любимая книга - серьёзная, странная, страшная.
***

"Доктор Паскаль" - один из последних романов Золя, логический и хронологический. Снимаю шляпу перед месье, создавшим целый цикл из 20 романов под названием "Ругон- Маккары". В них описывается жизни одного огромного семейства, на протяжении десятилетий, и, что примечательно, героиня самого первого романа все же умирает в конце самого последнего - древняя, будто самой жизнью забытая, 105-летняя Аделаида Фук...
На одном шибко умном сайте написано краткое содержание, поэтому сама утруждать себя пересказом сюжета не буду!
Доктор Паскаль — шестидесятилетний учёный, врач-новатор, из под его пера выходят медицинские труды. Он занимается врачеванием, используя собственные методы и даря надежду больным. Его интересуют вопросы наследственности. На примере собственной семьи он создает свою теорию наследственности, основываясь на данных составленного им генеалогического древа. Мать Паскаля, Фелисите, — восьмидесятилетняя женщина, наслаждающаяся своим положением и состоянием в обществе, оберегающая семейные тайны, которые могли бы очернить славу Ругонов. В 1851 году Ругоны спасли Плассан от анархии, способствуя признанию государственного переворота. Фелисите стремилась уничтожить труды сына, выставлявшие в дурном свете наследственность их рода.
Паскаль живёт вдали от цивилизации, в доме с влюблённой в него верной прислугой Мартиной, и ученицей-племянницей, двадцатишестилетней Клотильдой. Брат Клотильды, Максим, пятнадцать лет назад в семнадцатилетнем возрасте стал отцом ребенка, которого родила прислуга, и которому суждено было стать жертвой вырождения рода. Шарль был умственноотсталым, как и своя прабабка, Аделаида Фук, которая вот уже двадцать лет находилась в доме для умалишенных в Тюлет. Шарль был красив и грациозен, но на лице его читалась печать скорой смерти — следствия вырождения. Как-то Паскаль, Клотильда, Фелисите и Максим отправились к старому восьмидесятитрехлетнему дядюшке Маккару, старому пьянчуге, казалось «законсервированному в спирту». В прошлом он был бандитом, и Фелисите давно мечтала о том, чтобы избавиться от этого порочного родственника. Далее семья отправляется к своей прародительнице, Аделаиде Фук, — старухе, «забытой смертью», которой было сто четыре года, она была безучастна и лишь равнодушно смотрела на всё окружающее. Перед глазами Паскаля воскресло всё столетие: Аделаида, Макар, Фелисите, он сам, Клотильда, Максим, Шарль.
Паскаль заболевает неизвестной болезнью, он чахнет, ведя аскетический образ жизни, он привык подавлять в себе страсти, и теперь он грезит о возлюбленной, дарующей ему неземное блаженство. Через некоторое время он понимает, что испытывает страсть к Клотильде, она отвечает ему взаимностью. Ослепленный страстью доктор тратит последние средства на щедрые подарки для возлюбленной, которые фактически разоряют его, одновременно нотариус, скрывшись, расстраивает его состояние.
Фелисите, как-то раз зашедшая к Маккару, застала его спящего с трубкой на коленях, она пыталась его разбудить, но тщетно, старый разбойник находился в пьяном угаре, она не стала препятствовать его сожжению, которое превратило его в горсть пепла. Пришедшие на следующий день в Тюлет за Шарлем Клотильда и Паскаль стали свидетелями угасшей жизни мальчика, истекшего кровью на глазах у своей прародительницы Аделаиды. В доме старого разбойника Клотильда и Паскаль увидели лишь горсть пепла и перчатку, оброненную за день до того Фелисите.
Тем временем дела Паскаля совсем расстроились, он был вынужден просить денег у клиентов, ранее ему задолжавших. Клотильда продала почти всё подаренное ей Паскалем, оставив лишь цепочку с жемчужинами.
У Максима, брата Клотильды, началась сухотка спинного мозга, он был прикован к креслу и просил сестру приехать, чтобы ухаживать за ним. Фелисите, не одобрявшая связи сына и внучки ратовала за то, чтобы Клотильда скорее уехала, порвав связь с Паскалем, или чтобы те зарегистрировали брак. Паскаль переживал из-за своего возраста, он не хотел портить жизнь Клотильде своей старостью. Ему хотелось видеть её матерью и чтобы она обрела своё счастье с другим человекам, так как чувствовал, что его силы подтачивает сердечная болезнь.
Клотильда уезжает и спустя два месяца в письме сообщает Паскалю о своей беременности. Паскаль безумно счастлив и в то же время обречён на скорую смерть, он мечтает продлить хотя бы на год жизнь, чтобы увидеть своего ребенка. Он шлёт телеграмму Клотильде, чтобы та скорее приехала. Клотильда поспешно собралась и выехала, однако не успела застать Паскаля живым, с ним случился приступ, и доктор Рамон, его ближайший друг, ничем не мог продлить его существования. Ночью Фелисите, воспользовавшись царящей тишиной в доме, сжигает все труды учёного, которые хранили тайны их наследственности и могли омрачить славу семьи. Клотильде удаётся спасти лишь генеалогическое древо, на котором перед смертью Паскаль оставил последнюю отметку о собственной кончине и примерной дате рождения его сына. Честолюбивая Фелисите спустя какое-то время создала убежище для престарелых имени Ругонов, а Клотильда, к которой вернулось состояние Паскаля, родила сына, продолжая жить в их доме.


Вроде бы, скабрезный роман-классика о падении нравов в 19 веке, о постоянных "скелетах в шкафу", о пошлости и подлости стариков, о слабости молодых, все смерти в романе - ужасны и мучительны, все рождения - порочны, каждый преследует свои низменные цели. И во всем этом хаосе, жути, круговороте судеб - жизнь Клотильды и Паскаля. Ему, дяде - 61, ей, племяннице - 25. Паскаль чист помыслами, ученый от Бога, последнюю страсть ощутивший в далекой, почти доврачебной юности, его возлюбленная Альбина погибшая как цветок, погубила в нём всякие помыслы о симпатиях. Клотильда чиста телом и душой, расцветающая девушка с детской наивностью и светлой головой, она- его помощница и верная компаньонка, достойная оппонентка в спорах. Старая служанка Мартина, воспитавшая одну и обоготворившая другого - только свидетельница в этом раю. Кажется ошибкой, что эти двое - такие же ветви от того генеалогического древа Маккар-Руггонов, который уже на протяжении двух столетий прогневает и вот-вот превратится в щепки. Паскаль, будто мстя своему происхождению, занимается изучением своей семьи, составляя генеалогическое древо, с пугающе-сумасшедшей щепетильностью отмечая на нём каждый грех своих предков. Непорочная и религиозная Клотильда ему в этом не помощница, так как для неё это - слишком жутко! И вроде бы эти непорочные души могут отправиться в рай, но их захлестывает страсть. Инцест, почти совращение. Мне противны все эти вещи, не воспринимаю, и, признаюсь честно, боролась с собой, пока читала... Их любовь почти чиста, очищающа, будто была послана Паскалю в наказание за копание в старом семейном склепе. Он не чувствовал катастрофы до тех пор, пока не стал умирать - мучительно и долго, осознавая, что им созданная, любимая и любящая женщина ждёт его ребенка. И они не успеют попрощаться... Клотильда больше не услышала биения его львиного сердца, последний раз поцеловав его уже в мертвенно-холодные губы... И их малыш, на котором, видимо, и закончится их род, может умереть в младенчестве, подобно их полоумного 16-летнему родственнику Шарлю, истекшему кровью на глазах у прародительницы... Читая последние страницы, я плакала, ведь только к концу сама полюбила эту одухотворенную пару. Всё в жизни Клотильды превратлось в ад, Паскаль погиб, с ним исчезли и его творения. Скоро исчезнет и сама Клотильда и малыш. И всему виной их проклятый порочный род, который погубил столько душ и тел. В одном семействе - сотни судеб, рущащихся из-за глупости и жестокости предков. Это так больно и обидно! Любовь иногда бессильна перед временем, но она - свята, ведь Паскаль, Клотильда и их мальчик были единствнными чистыми душами в огромном кубле Маккар-Ругонов.
Спасибо Вам, месье Золя! Я буду перечитывать этот роман снова и снова!